вторник, 6 мая 2014 г.

ПРЕДЫСТОРИЯ.



Глава 1
ПРЕДЫСТОРИЯ
На западе Бенгалии в провинции Катвы есть небольшая живописная деревня Джхаматапура, где более пятисот лет назад жил великий преданный Господа Чайтаньи по имени Кришнадас Кавирадж.

Он родился и вырос в семье Бхагиратха Кавираджа и Сунанды деви. Отец зарабатывал на жизнь врачебной практикой, и поэтому его все называли кавираджем, доктором. Очень благочестивый и набожный человек, он умер, когда Кришнадасу было всего шесть лет. С раннего детства мальчик не испытывал интереса к мирской жизни. Юношей он принял посвящение у Шрилы Нитьянанды Прабху и скоро обрел духовное просветление. Избегая славы, богатства и женщин, Кавирадж Госвами жил в полном отречении.
Кришнадас был уже стар. Он жил со своим младшим братом Шьямадасом и поклонялся божествам Радхи и Кришны, которые стояли у них в доме. Оба были преданными, и святое имя Господа звучало здесь постоянно. В доме всегда собирались вайшнавы, воспевание длилось днем и ночью. Однажды сюда пригласили Минакетану Рамадаса, великого преданного Господа Нитьянанды. Минакетана был необыкновенной и возвышенной личностью — он всегда наслаждался нектаром любви к Богу.
Как только Минакетана Рамадас появился во внутреннем дворе, все почтительно поклонились, но он, казалось, не хотел придавать значения этикету. В безмятежной радости Минакетана стал поднимать вайшнавов за плечи: кто-то чувствовал теплоту его мягкой руки, а кто-то — легкое прикосновение флейты. Стоило посмотреть ему в лицо, как слезы застилали глаза, потому что Минакетана утопал в слезах великой любви к Богу. В неописуемом блаженстве он повторял святое имя Господа Нитьянанды, и сыпь экстаза, словно распускающиеся цветы кадамба, появлялась у него на теле. Он то замирал, то трепетал от духовных переживаний и взывал к Господу Нитьянанде с такой любовью, что повергал людей в глубокое изумление.
Появление Минакетаны Рамадаса никого не оставило равнодушным, среди преданных царила атмосфера чудесного духовного праздника. От Минакетаны невозможно было отвести взгляда, его заразительная преданность захватывала каждого. И только Гунарнава Мишра не шелохнулся, чтобы поприветствовать необычного гостя. Почтенный брахман служил алтарю, не проявляя никакого интереса к происходящему.
Чистый преданный Господа является непосредственным представителем Бога, самым дорогим Его слугой. Выражая почтение такой возвышенной личности, люди выражают почтение Самому Богу. Поэтому поведение Шри Гунарнавы Мишры можно было объяснить только тем, что он не испытывал большого уважения к Господу Нитьянанде. Рамадас заметил холодность брахмана, и лицо его на мгновенье омрачилось. Еще никто из вайшнавов не проявлял к Господу такого оскорбительного пренебрежения. Уж лучше бы отвергли и презрели его, Рамадаса, чем Шрилу Нитьянанду.
Я вижу здесь второго Ромахаршана-суту, — обронил Минакетана, но не желая обострять ситуацию, снова предался воспеванию святых имен.
Как ни в чем не бывало он танцевал и пел, от души прославляя Господа Нитьянанду, а брахман невозмутимо продолжал заниматься своим делом. «Действительно Ромахаршана, — подумал про себя Кришнадас, наблюдая за размеренными движениями Гунарнавы, его напряженно-сосредоточен-ным лицом, — он тоже не поднялся со своей вьяса-асаны, когда в собрании мудрецов Наймишараньи появился Господь Баларама. Что ж, он понес справедливое наказание за свою гордыню...»
Сладостная киртана то разгоралась, то затихала, и Минакетана Рамадас одаривал преданных своими благословениями. Когда он приблизился к Шьямадасу, младшему брату Кавираджа, тот вдруг стал грубить и спорить с Минакетаной, называя себя вечным рабом Шри Чайтаньи, но кто такой Нитьянанда?! Зачем называть Его Богом? В ответ на поток невежественной брани Шри Минакетана молчал, однако глаза были полны такого отчаяния и боли, словно его лишали жизни. Слышать оскорбления Господа Нитьянанды было нестерпимо!
Дорогой брат, — вмешался тут же Кришнадас, — Шри Чайтанья и Шри Нитьянанда не различны, Они словно одно целое. Если ты не веришь в Господа Нитьянанду, ты, без сомнения, падешь. Ты принимаешь одного и не уважаешь другого — это очень неразумно. Невозможно принять лишь половину курицы, отвергнув другую ее часть. Уж лучше быть вовсе неверующим, чем лицемером, который утверждает, что верит в Чайтанью, но при этом отвергает Нитьянанду.
Однако слова эти не вразумили завистливого глупца, что окончательно рассердило Минакетану. В гневе он сломал свою флейту и покинул место, где хулили его Господа. Вскоре после этого случая Шьямадас пал, оставив движение санкиртаны Господа Чайтаньи.
Настала ночь, в доме все стихло. Кришнадас заснул, и во сне к нему пришел Господь Нитьянанда. Он был очень доволен тем, что Кришнадас попытался отстоять Его в глазах своего неразумного брата. Каким необыкновенным и знаменательным событием был приход Господа Нитьянанды! Кришнадас почтительно склонился перед Ним, и Господь Нитьянанда благословил его, поставив Свои лотосные стопы Кришнадасу на голову.
Вставай! Поднимайся! — повелел Он.
В великом изумлении смотрел Кришнадас на Господа Нитьянанду. Как прекрасен был Господь! Несказанный свет исходил от Его темноватого лица, гладкого и блестящего, словно покрытого глянцем. Своим ростом, силой и героической статью Он походил на Купидона. Полны величия были жесты прекрасных рук, изящные тонкие пальцы казались совершенством красоты, мягко ступали нежные, словно лотосы, стопы. Глаза Господа Нитьянанды напоминали лепестки лотоса. Синие с золотом шелковые одеяния скрывали Его могучую фигуру, на голове был шелковый тюрбан, из-под которого вились блестящие черные волосы. Его украшали золотые серьги и браслеты, на ногах нежно позванивали колокольчики, а шею мягко облегала цветочная гирлянда. Тело Господа Нитьянанды было умащено ароматной сандаловой пастой, на лоб была нанесена красивая тилака. В Своих величественных и необузданных движениях Он был подобен слону.
Лицо Господа Нитьянанды было прекраснее миллионов и миллионов лун, Его зубы казались зернами граната, потому что Он жевал красные орехи бетеля. В экстазе любви Он плавно покачивался из стороны в сторону и с наслаждением повторял: «Кришна! Кришна! Кришна!» Какой глубокий и проникновенный был у Него голос! В руке Он вращал красную палку и казался обезумевшим львом. Вокруг Его прекрасных стоп роились пчелы.
Вместе с Господом Нитьянандой были Его преданные. Одетые как мальчики-пастушки, они искали прибежища у Его лотосных стоп, словно пчелиный рой. Они тоже пели: «Кришна! Кришна!» — пребывая в глубоком экстазе любви к Богу. Некоторые играли на рожках и флейтах, а другие танцевали и пели. Одни предлагали Господу Нитьянанде орехи бетеля, а другие легкими взмахами овевали Его чамарами.
Какую удивительную картину увидел Кришнадас, он забыл обо всем на свете! В облике Господа Нитьянанды, Его играх и спутниках не было и тени иллюзии, они были полностью духовны! Волны возвышенной любви к Богу обрушились на Кришнадасу. Господь Нитьянанда одарил его чарующей улыбкой и заговорил. Словно небесный рокот, раздался Его божественный голос:
О Кришнадас, отправляйся во Вриндаван! Там ты обретешь наивысшее счастье! — и Его рука взлетела в воздух, указывая в сторону Вриндавана.
Сказав это, Господь Нитьянанда исчез со всеми Своими спутниками. Кришнадас, потрясенный всем, что ему довелось увидеть, потерял сознание и упал на землю. Его сон прервался...
Наконец Кришнадас пришел в себя, мысли и воспоминания о сне не покидали его ни на мгновенье, слова Нитьянанды эхом звучали в сердце. Этой же ночью Кришнадас Кавирадж покинул дом, не сказав никому ни слова. Вскоре по беспричинной милости Господа Нитьянанды он благополучно достиг святой земли Вриндавана, обители Шри Кришны.
Вриндаван духовного мира соткан из волшебного философского камня, который превращает железо в золото, а на пастбищах пасутся удивительные коровы-сурабхи, которые всегда дают бесконечное количество молока. Все деревья там исполняют любое желание, и потому их называют древами желаний. Хозяин Вриндавана — Кришна, Верховная Личность Бога, который пасет коров и принимает любовь пастушек-гопи, прекрасных богинь процветания. Когда Кришна нисходил на Землю, с Ним проявилась Его святая обитель, и она стала деревней Вриндаван в Индии. И потому преданные Господа ищут прибежища здесь, не отличая эту украшенную пятью тысячами храмов деревню от изначального Вриндавана духовного неба.
Кришнадас Кавирадж, чьи глаза были умащены бальзамом любви к Кришне, видел во Вриндаване Радху и Кришну. Они сидели под древом желаний на золотом троне, украшенном драгоценными каменьями. Друзья Кришны и Его подружки-гопи пели Им сладкие песни, танцевали, украшали Их цветочными гирляндами и предлагали вкусные блюда — все с любовью служили божественной паре. Вриндаван стал домом Кришнадаса. Каждый день он молился: «О Кришна! Я продвигаюсь в духовной жизни так медленно. Помоги мне!»
Исполняя волю своих духовных учителей — шести Госвами Вриндавана, выдающихся последователей Господа Чайтаньи — Кавирадж Госвами начал писать книгу о жизни и наставлениях Господа Чайтаньи, взяв за основу записи Его личного секретаря в Пури — Сварупы Дамодары. Кришнадас был уже так стар, что не надеялся закончить начатый труд, и потому не стал пересказывать деяния Гауранги, подробно описанные в книгах его предшественников — Вриндавана даса Тхакура и Лочана даса.
Выражая им свое почтение, Кавирадж Госвами писал о Вриндаване дасе Тхакуре: «О глупцы, читайте «Чайтанья Бхагавату»! Эта книга откроет перед вами славу Шри Чайтаньи Махапрабху. Так же как Вьясадева описал в «Шримад-Бхагаватам» все игры Господа Кришны, Вриндаван дас Тхакур описал игры Господа Чайтаньи. Тхакур Вриндаван дас написал «Чайтанья Бхагавату». Чтение его книги уничтожает все неблагоприятное. «Чайтанья Бхагавата» раскроет перед своим читателем всю славу Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды и приведет к конечной цели всех писаний — преданному служению Господу Кришне. В «Чайтанья Бхагавате» Шрила Вриндаван дас Тхакур описывает суть преданного служения, цитируя авторитетные стихи «Шримад-Бхагаватам». Даже великий безбожник станет великим преданным, читая «Чайтанья Бхагавату». Эта книга столь возвышенна, что кажется, будто Шри Чайтанья Махапрабху Сам говорит устами Шрилы Вриндавана даса Тхакура. Я вновь и вновь смиренно склоняюсь к лотосным стопам Вриндавана даса Тхакура. Никто иной не написал бы столь замечательной книги во имя освобождения падших душ. Он был сыном Нараяни, племянницы Шриваса Пандита, которая еще ребенком принимала пищу с рук Шри Чайтаньи Махапрабху».
Вриндаван дас Тхакур родился в Навадвипе, через четыре года после того, как Махапрабху принял отречение от мира. Когда Господь покинул эту планету, Вриндавану дасу было двадцать лет. Он принял посвящение у Нитьянанды Прабху и стал последним из Его учеников. Написав «Чайтанья Бхагавату», Вриндаван дас обессмертил свое имя. С благоговейным восторгом кланяясь его стопам, Кавирадж Госвами называет Вриндавана даса воплощением Вьясадевы в играх Господа Чайтаньи.
Поскольку деяния Верховного Господа бесконечны, их невозможно описать в одной книге. Игры, не вошедшие в книгу Вриндавана даса, описал Лочан дас в своей «Чайтанья Мангале». В семье врача Шри Камалакары и его жены Шри Садананды Лочан был единственным ребенком. Он рос у дедушки и там получил образование. С детства Лочан любил слушать об играх Господа Чайтаньи и не испытывал интереса к мирским утехам, хотя женился довольно рано. Дни свои Лочан проводил в доме своего гуру, который обучал его искусству вести киртану. Приняв духовное посвящение у Нарахари Саракары, ближайшего спутника Махапрабху, Лочан дас написал «Чайтанья Мангалу». «Мурари Гупта, житель Навадвипы, — писал он, — составил много прекрасных стихов (кадачи) на санскрите о жизни Шри Гауранги, потому что принимал участие в юношеских играх Нимая. Сварупа Дамодара описал деяния Гауранги после принятия санньясы (отречения). Слушая эти рассказы, я очень полюбил их и пересказал простым языком на бенгали».
Кришнадас Кавирадж написал «Шри Чайтанья Чаритамриту», и она стала наилучшим описанием игр и наставлений Шри Чайтаньи. «Шри Чайтанья Чаритамрита» содержит глубокие эзотерические истины и причислена к великим священным писаниям вайшнавов. Она уникальна в понимании личности и учения Шри Чайтаньи Махапрабху. Кавирадж Госвами рассказал о неописанных его предшественниками деяниях Господа, до конца разработал концепцию Панча-Таттвы, а также впервые раскрыл исключительную роль шести Госвами Вриндавана в формировании гаудия-вайшнавизма после прихода Шри Чайтаньи Махапрабху.

Кришнадас Кавирадж стал продолжателем миссии Шри Чайтаньи и шести Госвами. Вайшнавская литература признает в нем воплощение Кастури Манджари — личной служанки Шримати Радхарани.

Комментариев нет:

Отправить комментарий