вторник, 6 мая 2014 г.

СПАСЕНИЕ ШАЧИДЕВИ.



Глава 17
СПАСЕНИЕ ШАЧИДЕВИ
Разве есть на свете более великая слава, чем слава близкого спутника Верховного Господа Чайтаньи? Гаурахари во всеуслышавние провозгласил, что Господь Нитьянанда — это Сам Всевышний. Лишь по милости Господа Нитьянанды можно осознать верховное абсолютное положение Господа Чайтаньи, и только по милости Господа Нитьянанды можно распознать истинного вайшнава и постичь его трансцендентное положение. Без милости Господа Нитьянанды нет шанса избавиться от страданий вайшнава-апарадхи, и лишь по Его милости можно развить любовную преданность Верховному Господу. Искренние последователи Господа Нитьянанды ни в ком не ищут недостатков, они заняты блаженным прославлением Гауранги и избегают ловушек в преданном служении. Господь Чайтанья для них сама жизнь и душа. Неблагочестивые не могут стать преданными Господа Нитьянанды, потому что перед глазами Его преданных раскрываются необыкновенные деяния Господа Чайтаньи.
Мать Шачи, из чрева которой явился Верховный Господь Гаурачандра, однажды в лице Шри Адвайты Ачарьи невольно оскорбила святого вайшнава. Не сразу Господь снял со Своей матери бремя вины за это оскорбление и раскрыл ей науку преданного служения. Это была удивительная история, которая всему миру показала тяжесть вайшнава-апарадхи, оскорбления преданных Господа Кришны.
Жители Навадвипы глубоко уважали Ачарью Госвами как великого ученого-вайшнава и называли его Адвайтой, потому что он был вне двойственности материального мира, но мать Шачи однажды назвала его Двайтой, двуличным. Что послужило тому причиной? Это был эпизод, касающийся трансцендентных игр Вишварупы, старшего сына Шачидеви.
Вишварупа, очень возвышенная личность, был старшим братом Гауранги. Непревзойденной красоты, Он обладал необъяснимым могуществом и глубокими познаниями. Широко осведомленный во всех отраслях философского знания и во всех писаниях, Он оставался мягким и сострадательным. Шри Вишварупа неотличен от Господа Нитьянанды. Никто не мог понять до конца всей глубины Его толкований священных писаний, и все же Он играл роль ребенка, с виду ничем не примечательного среди других детей.
Однажды Шри Джаганнатху Мишру пригласили в собрание ученых брахманов, и он взял с собой старшего сына. Все пандиты были почтенными учеными, широкой эрудиции, опытными в хитрых логических приемах. Однако притягательная красота Вишварупы сразила их, они позабыли о своем величии. Казалось, этот очаровательный мальчик в одно мгновенье украл всю их важность и цинизм. Один из пандитов подошел к Нему и спросил:
Далеко ли Ты продвинулся в образовании, юноша?
О, совсем немного.
Никто не обратил внимания на пренебрежительный ответ Вишварупы, но отец его смутился. Когда они возвращались домой, Шри Джаганнатха Мишра шлепнул своего сына.
Почему Ты ясно не назвал книги, которые сейчас читаешь? Почему уклонился от ответа? Конечно, Ты показал Себя глупцом в этом ученом собрании и запятнал мое имя!
Они уже вернулись домой, но Джаганнатха Мишра все еще был в гневе, и тогда Вишварупа решил вернуться к ученым пандитам. Ни слова не сказав отцу, Он убежал из дома.
Вы не задали Мне ни одного серьезного вопроса, — сказал Вишварупа брахманам. — Мой ответ и ваше молчание очень рассердили отца. Поэтому, пожалуйста, спросите Меня что-нибудь, чтобы Я ответил с пользой для вас.
Пандиты снисходительно рассмеялись, посчитав мальчика развитым не по годам.
Хорошо, юноша! Что же Ты читаешь сейчас?
Вишварупа объяснил им несколько афоризмов из логики, и они оценили Его подход:
Ты хорошо объясняешь афоризм.
Это ложь, вы ничего не поняли.
И к полному изумлению пандитов, Вишварупа аргументировано опроверг собственные логические заключения. Он сделал это дважды, каждый раз приводя новые доводы, а потом опровергая их. Ошеломленные пандиты молча согласились: «Да, Он исключительно разумен», но никто так и не понял, кто стоял перед ними и что говорил. Хотя Вишварупа жил рядом, никто не обращал на Него внимания. Так могущественна майа, иллюзорная энергия Господа.
Общество упивалось мирскими успехами и не способно было прославить или оценить трансцендентное величие вайшнава. Люди тратили огромные деньги на дни рождения или свадьбы сыновей, но никто и пальцем не шевелил во имя поклонения Кришне. Пандиты и преподаватели гордились своими познаниями в логике и софистике, но ни один из них не обучал преданности Богу. Если кто-то и читал «Бхагавад-Гиту», ее истинный смысл — преданное служение Верховной Личности Бога — оставался сокрытым.
Вишварупа ходил из одного собрания в другое, посещал школы, но Ему нигде не удавалось услышавть о преданном служении, и это повергло Его в глубокое уныние.
Как раз в это время Адвайта Ачарья начал читать лекции по «Йога Васиштхе», и хотя эта книга полна была имперсональной философии, Адвайта Ачарья толковал ее в духе преданного служения Кришне. Тех, кто понимал его объяснения, Адвайта готов был принять как величайшего вайшнава. Но из всех слушателей лишь Вишварупа доставлял Ачарье Госвами истинное удовлетворение. Вишварупа проводил с Адвайтой все свое время, и Адвайта наслаждался обществом этого юноши, разделявшим с ним вкус преданности.
Вишвамбхара в это время был чудесным маленьким мальчиком, оживленным и лучезарным. Мама Шачи не раз посылала Его за Вишварупой, и Вишвамбхара бежал в дом Адвайты Ачарьи. Там Он видел многих возвышенных преданных, в том числе и Шриваса Пандита, которые сидели вокруг Адвайты Ачарьи и внимательно слушали.
Маленький Вишвамбхара был таким очаровательным, что околдовывал всех. Позабыв обо всем, преданные пили глазами красоту Его лица. Это стало повторяться чуть ли не каждый день, и Адвайта Ачарья, чувствуя, как тает его сердце, думал: «Должно быть, это мой возлюбленный Господь, кто еще может обескуражить меня Своей исключительной красотой?» Господь Вишвамбхара, Высшая душа в сердце каждого, понимал догадки Адвайты и поспешно убегал.
А Вишварупа все больше и больше времени проводил в обществе Адвайты Ачарьи, наслаждаясь трансцендентным общением, лишенным материальной скверны. Вскоре волею судьбы Вишварупа покинул дом и принял санньясу, Его имя стало Шанкараранья.
Отречение Вишварупы оставило неизгладимый след в мягком и ранимом сердце Шачидеви. Прошло несколько дней, пронзительная боль разлуки превратилась в тупо ноющую подавленность, и мать Шачи спокойно подумала: «Это Адвайта, с которым Вишварупа общался так близко, вдохновил моего сына принять санньясу». Мать Шачи никогда не высказывала вслух своих мыслей, избегая вайшнава-апарадхи, она молча страдала от тягот судьбы. Постепенно она стала находить утешение в маленьком Вишвамбхаре. Он, казалось, понимал горе матери и старался радовать ее, заполняя пустоту в ее сердце.
Время шло, и Вишвамбхара тоже вырос и превратился в красивого юношу. Как и старший брат, Он стал много времени проводить с Адвайтой Ачарьей и совсем редко бывал дома, не находя времени для Своей юной и терпеливой жены. Зато у Адвайты Он пропадал часами. Мать Шачи с грустью замечала про себя, что ее сына едва ли увидишь дома, скорее Его найдешь у Адвайты. «Адвайта Ачарья и этого мальчика заберет у меня!» — думала она с отчаянием и мукой. Заламывая руки, мать Шачи воскликнула в сердцах:
Пусть мир тебя знает как Адвайту, вне двойственности, но для меня ты Двайта — двуличный! Ты уже увел одного моего лучезарного сына, а теперь не оставляешь в покое и этого юношу. Я несчастная мать, и все же у тебя нет жалости! Адвайта, ты обманул меня!
Прошло время. Гауранга принял посвящение у Ишвары Пури и стал настоящим вайшнавом. Он был самой жизнью и душой всех преданных Навадвипы и теперь в доме Шриваса Тхакура являл удивительные откровения. Никто больше не сомневался, что Гауранга — это Сам Верховный Господь Кришна. Сидя однажды на троне Господа Вишну, Он взял на колени Шалаграма-шилу и проявил Свой изначальный облик Верховного Абсолюта.
Я Верховный Господь Нараяна, Шри Кришна, который явился в Кали-югу в форме Своего святого имени. Я приходил как Господь Рамачандра и построил мост через океан. Я вечно возлежу в медитационном сне на ложе Ананта-Шеши посреди океана молока, но могучий зов Адвайты Ачарьи пробудил Меня. Я пришел раздать любовь к Богу. О Нара и Шривас, просите любых благословений!
В доме Шриваса Тхакура воцарилась атмосфера трепетного благоговения и страха перед величием Господа. Господь Нитьянанда раскрыл над головой Гаурасундары зонтик, а Гададхара Пандит готовил для Него бетель, тогда как другие начали обмахивать Его чамарами. Здесь были все, кроме Адвайты Ачарьи, и Господь раздавал Свою беспричинную милость каждому, даруя то самое желанное, чего всегда жаждало сердце. У каждого было что-то свое, о чем он просил у Господа:
У меня очень вредный отец! — говорил один. — Он запрещает мне воспевать святое имя Кришны и встречаться с преданными. Если бы он стал другим, я бы почувствовал великое облегчение!
Другие просили благословений для своих гуру, учеников, для сына или жены. Господь Вишвамбхара, который никогда не пренебрегал искренними молитвами Своих преданных, исполнял все их желания и милостиво улыбался.
О мой Господь, — заговорил Шривас Пандит,— мы очень хотим, чтобы Ты благословил любовью к Богу Шачимату.
Никогда не проси об этом, — неожиданно холодно ответил Господь. — Этого Я не сделаю. Мать Шачи оскорбила вайшнава.
О Господь! Что Ты говоришь! Своими словами Ты лишаешь нас жизни! — воскликнул Шривас. — Шачимата выносила Тебя в своем чреве, Тебя, Верховного Господа! Я не понимаю, почему она лишена Твоей милости? Шачимата наша жизнь и душа, мать Вселенной. О Господь, брось Свои шутки, будь милостив к ней! Ты ее сын, а она Твоя мать! Как может сын осуждать поступки матери? Пусть она допустила ошибку, прости ее!
Я могу дать матери Шачи наставления, но Я не в силах спасти ее от вайшнава-апарадхи. Это может сделать тот, кого она оскорбила, и никто другой. Ты должен знать, Шривас, историю мудреца Дурвасы Муни, который оскорбил царя Амбаришу. Шачимата оскорбила Наду, Адвайту, столь дорогого Моему сердцу. Только он своим прощением может сделать мать Шачи достойной милости Господа. Уверяю тебя, как только Моя мать коснется пыли с лотосных стоп Адвайты Ачарьи и возложит ее себе на голову, в то же мгновенье она обретет любовь к Кришне.
Вместе с матерью Шачи преданные поспешили в дом к Адвайте Ачарье и рассказали ему обо всем. Поняв, в чем дело, Адвайта Ачарья заткнул уши, повторяя имя Господа Вишну.
Вы что, хотите, чтобы моя голова разлетелась на куски? — вскричал он. — Шачидеви — мать моего Господа и учителя, значит, она и моя мать. Это я должен украсить свою голову пылью с ее стоп! Это необычная женщина. Ее положение столь возвышенно, что я даже и не пытаюсь осознать его. Это не в моих силах. Шачи — само олицетворение преданного служения, мать Вселенной! Как вы могли придти ко мне с такими словами?! Ее имя, произнесенное даже с корыстью, освобождает от всех грехов. Мать Шачи, Аи, неотлична от Гангадеви! Это сама мать Яшода или мать Деваки.
Речи Адвайты лились божественным нектаром. Описывая славу матери Шачи, он впал в духовный транс и потерял сознание. Понимая, что благоприятный момент настал, Шачидеви подбежала к нему и, коснувшись стоп Адвайты Ачарьи, нанесла эту пыль себе на голову. И в то же мгновенье мать Шачи, возвышенная преданная, наделенная совершенством бхакти, тоже потеряла сознание от охватившего ее божественного блаженства. Удивительное чувство восторга волной увлекло всех преданных, увидевших этот непостижимый обмен между двумя величайшими личностями.
Господь наблюдал за происходящим, сидя на троне. Он был доволен Своей матерью.
Теперь Шачимата избавилась от оскорбления Адвайты Ачарьи и благословлена любовью к Богу!
И преданные приветствовали слова Господа возгласами ликования.
Верховный Господь действует как наставляющий духовный учитель, каждого предостерегая от вайшнава-апарадхи. Он явил эту прекрасную игру со Своей матерью, чтобы научить людей. Писания говорят, что вайшнава-апарадха разрушает даже самого могущественного человека. Пренебрегая этим наставлением, мы обрекаем себя на страдания в аду из жизни в жизнь. Что говорить о других, если даже родная мать Всемогущего Господа Чайтаньи страдала под гнетом вайшнава-апарадхи! На первый взгляд проступок Шачидеви кажется незначительным, и все же Господь не хотел ее прощать.
Этот урок Господь Чайтанья преподал, заглядывая в будущее, потому что Он — Верховный Господь, и Ему ведомо прошлое, настоящее и будущее. От последствий вайшнава-апарадхи не может спасти даже духовный учитель. Более того, имея такого неудачливого ученика, который оскорбил вайшнава, ему самому будет трудно спастись от страданий.

Всякий, кто услышит этот трансцендентный рассказ о Вишварупе, станет слугой Господа Чайтаньи, а значит и Господа Нитьянанды. Господь Нитьянанда и Вишварупа — это одна и та же личность. Мать Шачи сознавала эту эзотерическую истину, так же как и другие преданные, всегда пребывающие в сознании Кришны. Слава Господу Нитьянанде, самому близкому спутнику Господа Гаурачандры, великому проповеднику совместного воспевания святого имени!

Комментариев нет:

Отправить комментарий