МОЛИТВА лотосным
стопам
Шри
Чайтаньи
Махапрабху
и
Шри
Нитьянанды
Прабху
Я кланяюсь Шри Чайтанье Махапрабху
и Шри Нитьянанде Прабху! Они сияют
блеском расплавленного золота, Их
длинные руки достигают колен, а
продолговатые глаза напоминают розовые
лепестки лотоса. Они лучшие среди
брахманов,
провозвестники законов религии этого
века, самые щедрые благодетели всех
живых существ; оба Они — самые
сострадательные воплощения Господа.
Шри Чайтанья и Шри Нитьянанда начали
совместное воспевание имен Господа
Кришны.
О
Господь! Ты вечная истина — прошлое,
настоящее и будущее, — и Ты явился
как сын Шри Джаганнатхи Мишры. Я приношу
почтительные поклоны Тебе и Твоим чистым
преданным, которые никогда не расстаются
с Тобой. Я поклоняюсь двум верховным
братьям — Шри Чайтанье Махапрабху
и Шри Нитьянанде Прабху — воплощению
милости и великодушия. Они обладают
непостижимыми энергиями и являются
трансцендентными, вечными и наивысшими
властителями всего. Теперь Они низошли
в материальный мир.
Слава
Шри Гаурасундаре, Верховному могущественному
Господу чистой Трансцендентности!
Вокруг Его головы золотистый нимб, а
глаза напоминают лепестки лотоса.
Воспевая славу Господу Кришне, Он
изумительно танцует, Его сердце тает в
наплыве духовных чувств, вызванных
сладостной преданностью Господу.
Слава!
Слава луноликому Шри Кришне Чайтанье!
Он — полностью независимая Верховная
Личность Бога, Господь, всегда погруженный
в трансцендентные игры! Он — Владыка
Вселенной, верховный повелитель всех
повелителей, олицетворенная
Трансцендентность.
Слава!
Слава преданным Шри Гаурачандры! Слава!
Слава экстатическому танцу близких
спутников Господа! Прежде всего я
смиренно кланяюсь возлюбленным преданным
Господа Чайтаньи. Затем я кланяюсь
Самому Шри Кришне Чайтанье, Верховной
Личности Бога. Он низошел в Навадвипе
и прославился под именем Вишвамбхара.
Тот
же Господь, Верховная Личность,
провозглашает в Ведах
и «Бхагаватам»: «Поклонение Моим
преданным еще возвышенней, чем поклонение
Мне». Господь Кришна говорит Уддхаве:
«О Уддхава, служение Моим преданным во
много раз лучше, чем поклонение Мне»
(Ш.Б. 11.19.21). И поэтому, прежде чем начать
писать эту книгу, я возношу почтительные
молитвы всем преданным Господа Чайтаньи.
И тогда моя попытка увенчается успехом.
Я
в почтении склоняюсь пред моим возлюбленным
Господом и духовным учителем всей
Вселенной Шри Нитьянандой Раем, по Его
беспричинной милости трансцендентные
игры Господа Чайтаньи сами проявятся
в сердце. Тысячами ртов мы должны
безустанно петь славу Верховному Господу
Нитьянанде, Балараме, ибо Он, принимая
облик Анантадевы, тысячей ртов безустанно
прославляет Господа Кришну. Сверкающий
бриллиант игр Кришны во рту Анантадевы
подобен бесценным самоцветам в золотой
оправе. Поэтому язык, всегда прославляющий
Господа Балараму, достоин рассказывать
о трансцендентных играх Шри Чайтаньи.
У
Верховного Господа Халадхары тысячи
змеиных голов. Он — гигантский
источник всего вдохновения. Принимая
облик Нитьянанды, Он остается полностью
трансцендентным и вечным. Нитьянанда
Рай всегда опьянен играми Гауранги, и
всякий, кто поет или слушает о необыкновенных
качествах Нитьянанды, обретает прибежище
у лотосных стоп Господа Чайтаньи.
Господь
Шива и его супруга Парвати черпают
бесконечное наслаждение в прославлении
своего возлюбленного Господа Санкаршаны,
Нитьянанды Прабху. В кругу миллионов
юных служанок они поют прекрасные гимны
преданности Господу Санкаршане. Об этом
рассказывает Пятая песнь «Шримад-Бхагаватам».
Балараме
поклоняются преданные всей Вселенной,
во славу Ему воспевая гимны. Во Вриндаване
Он танцует со Своими гопи,
девушками-пастушками, и их танец раса,
который длился в течение двух весенних
месяцев, Мадхава
и Мадху, —
вершина всего самого возвышенного.
Эти
необыкновенные ночи Баларама проводил
с девушками-пастушками Враджа. Вся
поляна была щедро залита лунным светом.
Кругом пышно цвели лотосы и кадамб, дул
мягкий ветерок. Баларама танцевал в
рощах на берегах Ямуны вместе с гопи,
вызывая в их сердцах все больший восторг
любви. В кругу гопи Он напоминал изысканный
бриллиант в жемчужной оправе. Так
Верховный Господь Баларама совершал
Свои полные блаженства игры. Он походил
на могучего слона Айравату, окруженного
множеством слоних. Полубоги наблюдали
этот танец раса и возносили молитвы.
Небеса оглашались ударами мриданг,
шел цветочный дождь, гандхарвы и великие
мудрецы поклонялись Верховному Господу
Балараме, в стихах прославляя Его
возвышенные деяния. Мудрецы, всегда
отвергающие общение с женщинами, пели
гимны танцу раса Господа Баларамы с
пастушками-гопи. Полубоги, привлеченные
этим танцем, сыпали с неба лепестки
цветов. Они знали, что нет разницы между
Господом Кришной и Господом Баларамой,
Халадхарой. Трансцендентные качества
Баларамы сокрыты в Ведах,
но Пураны
подробно описывают их. Обладаю ли я
силой раскрыть эти трансцендентные
качества?
Оба
брата — Кришна и Баларама —
танцевали танец раса с гопи во Вриндаване.
В ночь на праздник Холи в небе сияла
полная луна. Господь Кришна и Господь
Баларама вместе со Своими друзьями-пастушками
наслаждались играми с гопи, прекрасными
девушками Вриндавана. Оба в чудесных
одеждах, Они были украшены сверкающими
драгоценностями, гирляндами из диких
лесных цветов, умащены благоухающей
сандаловой пастой. Счастливые гопи пели
сладкие песни, сердца их были полны
любви к Кришне и Балараме. Арабский
жасмин опьянял шмелей, легкий ветерок
разносил повсюду аромат лилий и лотосов.
Теперь, казалось, благословенный час
настал, и Кришна с Баларамой начали Свои
нектарные игры. Они пели, даруя блаженство
всем живым существам, Их мелодичные
голоса звучали то высоко, то низко.
Господь
Чайтанья глубоко привязан к Господу
Балараме. Оскорбление лотосных стоп
Баларамы лишит всякой возможности
спасения. В Своем воплощении Лакшмана,
младшего брата Господа Рамачандры,
Баларама исполнял роль слуги Господа.
Баларама служит Господу Кришне — то
есть Самому Себе — как Его друг и
брат, даже когда проявляет Свою изначальную
природу Верховного Господа. Он шутит с
Кришной, укладывает Его спать, прославляет
Его в ведических гимнах. Он расширяет
Себя и становится домом Господа, Его
зонтиком, драгоценностями, нарядом и
троном. О Господь! Твое непосредственное
проявление как Ананта-Шеша — это
источник всего, что необходимо для
служения Тебе в трансцендентной
реальности Вайкунтхи.
Когда же я увижу Вас, Тебя и Лакшмидеви,
сидящих на троне Ананта-Шеши?
Гаруда,
могучий златокрылый орел, — это тоже
проявление Ананта-Шеши. Он носит на себе
Верховного Господа и наслаждается
беспредельным блаженством. Ананта-Шеше
поклоняются Брахма, Шива, четверо Кумар,
Шрила Вьясадева, Шукадева Госвами,
Нарада Муни и другие великие души. Его
прославленные качества безграничны,
их невозможно постичь до конца. Он —
изначальная личность, величайший мистик,
Верховный Господь и величайший преданный
среди вайшнавов.
Господь
Ананта-Шеша царствует на низших планетах
Патала,
Он источник всего и опора. Он пользуется
всеобщим поклонением, потому что тысячами
Своих ртов постоянно наслаждается
нектаром любви к Богу. Во дворце Брахмы
Нарада Муни, играя на Своей вине,
поет прекрасные стихи об удивительных
качествах Ананта-Шеши. Кто из людей
может осознать божественную природу
Анантадевы? Одним взглядом Он создает
три гуны
материальной природы, которые в свой
черед создают, поддерживают и уничтожают
этот мир. Он один, и все же Он поддерживает
это полное разнообразия космическое
проявление. Он не имеет начала и вечен.
Кто еще, кроме Господа Санкаршаны, может
спасти от всех материальных желаний?
Он — опора, которая позволяет
материальному миру проявиться и
действовать. Этот Верховный Господь,
причина всех причин, обладает вечной
духовной формой. Он самый могущественный,
рядом с Ним сила льва кажется ничтожной.
Он совершает чистые трансцендентные
игры, очаровывая сердца дорогих Ему
преданных, и разрушает бесчисленные
грехи, проявляя Свой трансцендентный
облик. О чем еще говорить? Всякий
очистится, даже неосознанно слушая и
воспевая славу Анантадевы. Спасутся
самые падшие, стоит им случайно или в
насмешку произнести имя Шри Ананты.
Анантадева
безгранично могуществен. Одной из тысяч
Своих голов Он поддерживает Вселенную
со всеми живыми существами, горами и
реками, и эта Вселенная — едва ли
заметная точка, проступившая на мгновенье
у Него на коже. Имея даже тысячу ртов,
возможно ли описать могущество
всепроникающего Верховного Господа?
Анантадева — источник и прибежище,
исполненный безграничного могущества
и силы. Кто в силах измерить недвойственную,
трансцендентную и вечную природу
нерожденного Анантадевы?
Из
милости к живым существам Господь
проявляет Свой божественный облик,
совершая разнообразные игры. Все живые
существа покоятся в Его трансцендентном
теле. Так, Господь явил Свое безграничное
могущество, приняв удивительный облик
Шри Нрисимхадева, человекольва, и это
одна волна среди множества волн в
безбрежном океане игр Господа, которые
радуют сердца Его преданных. Слушание
и воспевание бесчисленных имен Анантадевы
сразу разрывает петлю повторяющихся
рождений и смертей. Поэтому вайшнавы,
преданные Господа, всегда почитают тех,
кто прославляет Его. Господь Анантадева —
это высшая цель Вселенной; Его святое
имя несет живым существам освобождение.
Господь
Анантадева, изначальный Верховный
Господь и опора космического проявления,
всегда поет славу Господу Кришне. Он
постоянно описывает разнообразие
божественного бытия. Господь Кришна
вечен, и Его качества безграничны,
поэтому Его невозможно описать или
прославить до конца. Но Ананта-Шеша тоже
вечен, и Его способность прославлять
Господа безгранична. В этих божественных
отношениях нет победителя. И сегодня
Ананта-Шеша тысячей Своих ртов поет
славу Верховному Господу Шри Чайтанье
Махапрабху. Как удивительно Господь
Кришна и Господь Баларама соревнуются
между Собой! Брахма, Шива, другие полубоги
и великие мудрецы наблюдают это, чувствуя
все возрастающее блаженство. Прославления
Ананта-Шеши сопутствуют всепроникающему,
безбрежному океану качеств Господа
Кришны.
Нарада,
Брахма, Санака и другие мудрецы не могут
охватить размах этого материального
проявления, что же тогда говорить о
безграничных духовных возможностях
Верховного Господа? Анантадева, источник
всех полубогов, даже тысячей Своих ртов
не в силах исчерпать славу трансцендентного
богатства Верховного Господа. Как же
возможно тогда человеку понять
божественные энергии?
Слушая,
как Нарада Муни прославляет трансцендентные
качества Верховного Господа, Брахма и
другие полубоги замирают в экстазе. Все
они поклоняются Нараде Муни, потому что
Он, играя на своей вине, поет славу
Господу.
Я
тоже хотел пропеть несколько стихов во
славу безграничного могущества Шрилы
Нитьянанды, Анантадевы, чтобы в сердцах
моих слушателей пробудилась любовь и
преданность Господу. Те, кто жаждут
пересечь опасный океан материального
существования, погрузитесь в океан
преданного служения, приняв прибежище
у лотосных стоп Господа Нитьянанды!
Я
молю милостивых вайшнавов, преданных
Господа, исполнить влечение моего
сердца: я жажду служить моему Господу
Балараме рождение за рождением. Как
Двиджа, Випра и Брахма — различные
имена одной и той же личности, Нитьянанда,
Анантадева и Баларама — различные
имена Верховной Личности Бога. Господь
Нитьянанда Прабху проявился в моем
сердце и наставил меня рассказать в
этой книге о трансцендентных качествах
Шри Чайтаньи Махапрабху.
Игры
Шри Чайтаньи Махапрабху раскрываются
только по милости Нитьянанды, потому
что Ананта-Шеша, Его проявление, бережно
хранит в Себе знание об играх Господа
Чайтаньи и Господа Кришны. Шри Ананта-Шеша —
олицетворение Кришна-киртаны,
и я могу лишь возносить смиренные молитвы
Ему во славу.
Слушая
о деяниях и качествах Господа Чайтаньи,
можно очиститься от всей материальной
скверны. Эти трансцендентные игры
раскрываются только по милости Его
чистых преданных. Кто еще познал природу
и игры Господа Чайтаньи? Это сокровенная
тайна даже для Вед. Поэтому все, о чем я
расскажу в этой книге, собрано
непосредственно с уст близких спутников
Господа.
Я
не вижу начала и конца играм Господа
Чайтаньи. Они вечны и безграничны, и
рассказать о них возможно только по
милости Господа. Я просто рот Господа
Чайтаньи, который раскрывается по Его
желанию. Смиренно кланяюсь лотосным
стопам всех чистых преданных в надежде
очиститься от оскорблений и обрести их
благословения.
Шрила
Вриндаван дас Тхакур
«Шри
Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий