вторник, 6 мая 2014 г.

БЛАЖЕННЫЙ ШУКЛАМБАРА.



Глава 25
БЛАЖЕННЫЙ ШУКЛАМБАРА
На берегу Ганги в Навадвипе жил бедный брахман по имени Шукламбара Брахмачари. Он был очень праведным и миролюбивым, всегда тщательно исполнял свои обязанности. Люди знали его кроткий нрав и чистое сердце, но никто не догадывался, каким великим преданным был Шукламбара. С холщовой сумкой на плече он ходил от двери к двери по всей Навадвипе, прося милостыню. Он постоянно пел святое имя Кришны, не желая ни на секунду его забывать.
Люди снисходительно подавали ему, как обыкновенно подают нищему, но это ничуть не смущало Шукламбару, он смиренно подходил к каждому, даже к юнцам, хвастающим своими познаниями, и приезжим. К вечеру он возвращался в свое скромное жилище и снимал с плеча сумку. Собранные за день подаяния он мыл и чистил, а потом возлагал на алтарь, выражая Кришне свою любовь. Бедность, в которой жил Шукламбара, никогда не угнетала его. По милости святого имени он не знал мук холода или голода, любовь к Кришне сделала его блаженным. Однако миряне никогда не понимали величия этого преданного. Такое осознание приходит только по милости Гауранги.
Нищий брахман Шукламбара во всем напоминал Судаму Випру, школьного друга Кришны. Как только Гауранга начал движение санкиртаны, Шукламбара ни на минуту не покидал Его. Он не в силах был отвести взгляда от танцующего Гауранги, оторваться от Его полных нектара проповедей о славе святого имени, и в этом была особая милость Господа к нему.
Однажды Гауранга, возвышаясь на троне Господа Вишну, наблюдал за Шукламбарой Брахмачари, который танцевал вместе с остальными, позабыв даже сбросить с плеча свою холщовую сумку. Он танцевал самозабвенно, в каждом движении сквозило такое беззаботное ликование, что Господь рассмеялся.
Шукламбара! — подозвал его Гауранга. — Ты Мой великий преданный. Где бы ты ни родился, неизменно ты отдаешь Мне все, чем обладаешь, и остаешься таким же нищим попрошайкой. Я хочу подарить тебе что-нибудь, и сделаю это, даже если ты не согласишься. Ты помнишь, как в Двараке Я выхватил у тебя из рук мешочек дробленного риса? Я съел этот сырой рис, хотя Рукмини пыталась остановить Меня.
И Господь засунул руку Шукламбаре в сумку, вытащив оттуда горсть сырого лущеного риса. Он тут же высыпал ее в рот и стал жевать.
О Господь, что Ты делаешь?! — воскликнул Шукламбара. — Это нехороший рис, здесь одни обломки!
Я всегда с наслаждением вкушаю твой дробленый рис, но от безбожников не приму и нектара.
Жизнь и душа Своих преданных, Господь Гауранга во всем независим и всегда пребывает в высочайшем трансцендентном блаженстве. Разве мог кто-нибудь запретить Ему съесть этот сырой рис? Преданные схватились за головы. Оставалось лишь удивляться безграничному состраданию Господа. Они плакали от радости и позабыли обо всем на свете, потому что ни в ком и никогда прежде не видели такой доброты.
Началась восторженная киртана, у всех в глазах стояли слезы. Преданным хотелось как-то выразить свое смирение и радость. Кто-то кланялся Господу, другие молились: «О Господь, будь добр, никогда не оставляй меня!»
А Шукламбара, глядя, как Господь Вайкунтхи с веселыми смеющимися глазами жует его дробленый рис, вознесся на вершину божественного зкстаза.
О Шукламбара Брахмачари! — сказал Господь. — Лотос твоего сердца — Моя вечная обитель. Я ем, когда ты ешь, а когда ты собираешь милостыню, Я прогуливаюсь рядом. Я низошел с Вайкунтхи раздать людям любовь к Богу, и ты Мой вечный слуга. Я хочу благословить тебя бхакти — любовью ко Всевышнему, дороже которой нет ничего.
Собравшиеся вайшнавы приветствовали слова Гауранги шумной радостью. Только самые праведные души знают истинный смысл подаяний, которые собирают слуги Господа Нараяны. Это и в самом деле удивительно, что Верховный Господь, супруг богини Удачи, выхватил и съел дробленый рис, который бедный брахман собрал в разных домах. Веды, изошедшие из уст Самого Бога, рекомендуют предлагать Ему пищу с помощью различных мудр и мантр, иначе Господь отказывается принимать что-либо. Однако сейчас Он нарушил Свои правила и предписания ради Своего чистого преданного. Значит, любовная преданность выше всех правил и ритуалов, лишь сопутствующих преданному служению.
Шрила Вьясадева в ведической литературе говорит о том, что преданное служение — это источник и смысл всех правил и регуляций, и Господь Гауранга сейчас подтвердил это. Брахман Шукламбара не хотел предлагать Ему рис, тем более согласно ритуалу, но все же Господь с удовольствием съел его.
Материалисты, ослепленные блеском золота, происхождением и положением в обществе, никогда не оценят вайшнава, преданного Господа. Но Господь Кришна не проявит милость к тем, кто оскорбляет вайшнава, считая его нищим простаком. В «Шримад-Бхагаватам» (4.31.21) сказано: «Верховная Личность Господа, Шри Кришна, очень дорог преданным, освободившимся от материальной собственности и обретшим преданное служение. Без сомнения, Господь наслаждается деяниями таких преданных».
Напыщенные безбожники кичатся своим образованием, богатством, происхождением и преуспеванием, гордятся материальными приобретениями и осмеивают вайшнавов. Даже если эти люди станут поклоняться Господу, Господь никогда не примет их. Веды прославляют Кришну как Бога нищих, и Господь Гауранга подтвердил это. Те, кому выпала удача услышавть этот рассказ о милости Господа Чайтаньи к Шукламбаре, без сомненья, обретет любовь и преданность к лотосным стопам Господа.

* * *
Как-то раз Господь пришел к Шукламбаре в его домик с соломенной крышей на берегу Ганги и милостиво попросил сготовить для Него.
Я очень хочу поесть что-нибудь, приготовленное тобой, — сказал Он, — поверь, это так, чего ты испугался?
Господь был так настойчив, что Шукламбара, не веря собственным ушам, взмолился:
О Господь, я низкий грешник, достойный презрения благородных людей, а Ты — само олицетворение религии. О Господь, я ничтожный червь, но Ты единственное мое прибежище, и я молю, спаси меня, если я что-то не понимаю! Не шутишь ли Ты?
Не сочти Мою просьбу за шутку или мираж, Шукламбара, — возразил Гауранга, — Я действительно хочу твоего угощения. Так что поспеши сготовить, Я приду к обеду.
Шукламбару охватило такое волнение, что он не в силах был справиться с собой, и пошел к преданным искать утешения.
Чего ты боишься? — говорили они. — Ведь Гауранга — Верховный Господь. Такова Его природа — принимать поклонение Своих преданных, Он любит вкушать у них прасад. Вспомни, Он ел в доме Видуры, сына служанки. Поэтому поторопись, тебе пора начинать готовить для Господа, делай все очень тщательно и с преданностью. Но если ты и теперь еще боишься, то готовь, стараясь не касаться пищи. Тебе очень повезло, Шукламбара, ты обрел такую милость!
И брахман Шукламбара поспешил домой, пританцовывая на ходу от радости. Освежившись в Ганге, Шукламбара поставил на огонь процеженную воду для риса. Еще ему захотелось сделать сладости из мякоти бананового дерева. Пока все это варилось, Шукламбара молитвенно сложил руки и стал петь имена Господа, взывая о милости. Привлеченная преданностью Шукламбары, Лакшмидеви, вселенская мать и богиня удачи, одарила брахмана милостивым взглядом, и тут же вкус пищи смешался со вкусом небесной амриты.
Тем временем Господь Вишвамбхара закончил омовение и, не снимая мокрой одежды, пошел к Шукламбаре, дом которого стоял прямо на берегу Ганги. Вместе с Ним был Нитьянанда Прабху и еще несколько близких спутников. Здесь Он переоделся и сел пообедать. Счастливый Шукламбара не сводил с Него глаз. Господь наслаждался прасадом, и все преданные с восторгом взирали на Него. Верховный Господь Гауранга вкушал рис, который Шукламбара собрал как милостыню и приготовил для Него. Это бывает очень редко.
Я в жизни не ел ничего вкуснее, — с довольной улыбкой сказал Гауранга. — Рис и сладости такие вкусные, что у Меня просто нет слов. Как у тебя так вкусно получилось? В действительности ты Мой вечный друг, и Я низошел только ради тебя и других Моих друзей.
Милость Господа к Шукламбаре вызвала у преданных слезы. Господь продолжал наслаждаться прасадом. Пообедав, Он откинулся назад и посмотрел на всех, принимая поданные Ему листья бетеля и сохраняя на лице мягкую улыбку. Не успел Он отодвинуть от Себя тарелку, как преданные расхватали все, что на ней оставалось. Остатки пищи Господа — такая редкость, что Господь Шива и Господь Брахма, когда им выпадает удача, несут Его тарелку на своих головах. И сейчас преданные наслаждались этим редчайшим даром. Такие удивительные игры Господь являл в доме нищего брахмана.
Вдохновленные вайшнавы стали рассказывать трансцендентные истории о Кришне, и Гауранга с удовольствием внимал им, а затем лег отдохнуть. Остальные тоже улеглись, и одному из преданных — Шри Виджаю дасу — пришло удивительное видение. Немногие в Навадвипе могли сравниться с Виджаем почерком, и потому обычно он делал копии разных книг для Господа Чайтаньи. Люди знали его просто как Виджая-художника, но никто не понимал, какая это возвышенная душа.
Когда все улеглись, Шри Чайтанья положил Свою мягкую руку на Виджая, и Виджай стал видеть изумительные картины. Он увидел, что рука Господа сияет, как золотая колонна, что она длинная и милостивая, унизанная бриллиантовыми украшениями и другими драгоценностями, пальцы в кольцах с бесценными каменьями, сверкающими, как тысячи солнц и лун. Чудесное сияние достигало обители Господа Брахмы — высшей планеты Вселенной. Виджай, ошеломленный и счастливый, открыл рот и готов был закричать от изумления, как вдруг почувствовал, что чья-то рука закрыла ему рот. Эту мягкую, как цветок лотоса, ладонь невозможно было не узнать. Господь улыбнулся и еле слышно сказал Виджаю прямо в ухо:
Пока Я в Навадвипе, никому не говори о том, что ты видел!
От этих слов Виджай вскочил на ноги и издал какой-то непонятный вопль, который разбудил остальных. Преданные увидели, что Виджай крайне возбужден, и попытались его успокоить, но безуспешно. Через несколько минут этого безумия, Виджай, великая душа, упал, как подкошенное дерево, потеряв сознание от любви к Богу. Ошеломленные преданные догадались, что Виджаю было трансцендентное откровение и, радуясь за него, стали плакать, разделяя с ним экстаз.
А Гауранга в полном недоумении спрашивал у всех:
Что же случилось с Виджаем? Почему вдруг он стал кричать? А, Я знаю! Он всегда испытывал особые чувства к матери Ганге, и сегодня, должно быть, не смог сдержаться, оказавшись рядом. Может быть, его вдохновили прекрасные божества Шукламбары, а может, он увидел здесь Господа Кришну!
С этими словами Господь Чайтанья положил руку Виджаю на лоб и привел в чувство. Преданные вздохнули в счастливом облегчении. Хотя Виджай пришел в себя, поднялся и даже мог ходить, он оставался безмолвным, словно камень. Семь дней он ходил по всей Надии без сна и пищи, не заботясь о теле. Люди не понимали духовного шока, который пережил Виджай. Лишь через несколько дней он вернулся к нормальной жизни.

Такие удивительные игры явил Гаурасундара в доме Шукламбары Брахмачари. Кто в силах измерить удачу этого преданного? Вместе с близкими спутниками Господь благословил дом Шукламбары Своим присутствием, и всякий, кто услышит этот рассказ с верой и преданностью, разовьет в сердце чистую любовь к Верховному Господу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий